Федеральным законом от 29 мая 2023 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены следующие основные изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ):

1) введены положения, предусматривающие возможность проведения голосования избирателей, участников референдума, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами и в пределах соответствующего избирательного округа, то есть обеспечивается активное избирательное право всем лицам, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых по любым выборам, референдуму, если они имеют право в них участвовать независимо от того, что находятся на территории другого избирательного округа.

Такое голосование, в том числе, вне помещения для голосования и досрочное голосование, будет проводиться только по решению ЦИК и в установленном ею порядке. Голосование может заканчиваться раньше установленного времени, если проголосовали все избиратели.

Для проведения голосования лиц, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Федеральным законом № 67-ФЗ предусмотрена возможность образования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации избирательных участков, формирования специальных участковых избирательных комиссий (из числа работников мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых) либо полномочия такой комиссии могут быть возложены на иные участковые избирательные комиссии. Также в связи с применением такого голосования особенности составления участковыми избирательными комиссиями протокола об итогах голосования (формирования данных об итогах такого голосования), составления иными избирательными комиссиями протокола об итогах голосования, результатов выборов и сводной таблицы будет устанавливаться ЦИК РФ;

2) при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации по решению ИКСРФ могут образовываться избирательные участки за пределами территории субъекта Российской Федерации, где такие избиратели обладают активным избирательным правом (экстерриториальные избирательные участки), для чего ИКСРФ вправе сформировать одну либо несколько ТИК для руководства деятельностью УИК, сформированных на избирательных участках. Особенности проведения голосования за пределами субъекта Российской Федерации, где такие избиратели обладают активным избирательным правом, образования экстерриториальных избирательных участков и избирательных комиссий, составления списков избирателей и протоколов об итогах голосования, результатах выборов устанавливаются ЦИК РФ;

3) проведение выборов, референдума возможно в период военного положения. Решение о назначении выборов, референдума в период военного положения принимает ЦИК РФ по обращению высшего должностного лица субъекта РФ и после консультаций с Минобороны России и ФСБ России;

4) установлено, что повторные выборы (за исключением случаев, когда законодательный орган или представительный орган не были сформированы в правомочном составе, выборное должностное лицо не было избрано), а также дополнительные выборы проводятся только в единый день голосования;

5) предусмотрено, что копия списка избирателей, участников референдума может быть изготовлена в электронном виде с подписанием электронными подписями председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, комиссии референдума;

6) реестр заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования также может быть составлен в электронном виде в порядке, установленном ЦИК России;

7) регламентирован порядок проведения фото- и видеосъемки на избирательном участке. Фото- и (или) видеосъемка осуществляется только лицами, имеющими в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ право на ее осуществление (наблюдатель, аккредитованный представитель СМИ). Фото-и (или) видеосъемка должна осуществляться таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а также чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных в списках избирателях и иных документах, содержащих конфиденциальную информацию;

8) в помещении для голосования с учетом требований ЦИК России должны быть определены места для наблюдателей и аккредитованных представителей СМИ;

9) определен общий срок полномочий доверенных лиц кандидата, избирательного объединения, в том числе, и такого полномочия как присутствие на заседаниях избирательных комиссий, а также при подсчете голосов избирателей, работа со списками избирателей, протоколами и сводными таблицами – полномочия доверенного лица прекращаются одновременно с прекращением агитационного периода. В то же время в Федеральном законе № 67-ФЗ сохраняется право кандидата и избирательного объединения на досрочное прекращение полномочий доверенного лица (по их решению либо с утратой статуса кандидата);

10) закреплена обязанность зарегистрированного кандидата в случае появления у него судимости представить в зарегистрировавшую его избирательную комиссию сведения об указанной судимости в письменной форме не позднее 18 часов по местному времени дня, следующего за днем появления судимости;

11) Федеральным законом № 67-ФЗ конкретизируются нормы проведения предвыборной агитации. Агитационные материалы, предвыборные программы, выступления кандидатов, избирательных объединений и их доверенных лиц, граждан на публичных мероприятиях, в СМИ не должны содержать также и признаков экстремизма.

Не допускается проведение предвыборной агитации с использованием информационных ресурсов, в том числе сайтов в сети «Интернет», доступ к которым ограничен Роскомназором.

Теперь при осуществлении агитационной деятельности не будет являться подкупом избирателей бесплатное распространение агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 2 процентов величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения за единицу продукции;

12) установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица в рамках оказания содействия в реализации полномочий ТИК, ОИК и УИК предоставляют необходимые помещения на безвозмездной основе без возмещения и оплаты комиссиями затрат на использование помещений и оплату коммунальных услуг.

         Федеральный закон от 29 мая 2023 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу с момента его официального опубликования 29 мая 2023 года.

         Положения Федерального закона № 67-ФЗ в редакции вышеуказанных изменений будут применяться к выборам, назначенным после 29 мая 2023 года, то есть к уже ближайшим выборам, проведение которых запланировано на единый день голосования 10 сентября 2023 года.