27 апреля 2021 года в рамках подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Липецкого областного Совета депутатов седьмого созыва прошел третий обучающий семинаров для председателей, заместителей председателей и секретарей участковых избирательных комиссий.
Тема обучающего семинара: «Юридическая ответственность и правовые санкции за нарушение избирательного законодательства».
В работе семинара приняли участие:
Алтухов Юрий Иванович, председатель избирательной комиссии Липецкой области;
Деев Андрей Борисович, начальник отдела правовой культуры избирательной комиссии Липецкой области;
Чаплыгин Сергей Александрович, начальник ОМВД России по городу Ельцу, полковник полиции;
Хрипунов Станислав Иванович, заместитель начальника полиции, подполковник полиции;
Горшкова Анастасия Викторовна, помощник прокурора города Ельца, младший Советник юстиции.
С вступительным словом ко всем собравшимся обратился председатель избирательной комиссии Липецкой области Юрий Иванович Алтухов.
Председатель территориальной комиссии города Ельца Ольга Викторовна Родионова провела с использованием сервиса mentimeter.com онлайн-тестирование участников обучающего семинара по теме предстоящей лекции, что позволило выявить пробелы в знаниях и сделать акцент на особо трудных вопросах в ходе лекции.
Чурляев Владимир Вячеславович, член территориальной избирательной комиссии города Ельца, заместитель председателя правового комитета администрации городского округа город Елец, изучил с участниками семинара вопросы, связанные с юридической ответственностью и правовыми санкциями за нарушения избирательного законодательства.
В соответствии со статьей 79 Федерального Закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами.
Необходимо учитывать, что юридическая ответственность:
1) наступает за совершение правонарушения;
2) устанавливается государством и всегда связана с применением к правонарушителям санкций правовых норм уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами;
3) связана с наступлением для правонарушителя негативных (отрицательных) последствий, выражающихся в ограничении или лишении его определенных прав;
4) реализуется в установленной законодательством процессуальной форме.
Ответственность за нарушение законодательства о выборах можно разделить на три основных вида:
1) конституционно-правовая;
2) административная ответственность, установленная КоАП РФ;
3) уголовная ответственность, установленная УК РФ.
Для избирательных комиссий и их должностных лиц предусмотрены различные меры ответственности за решения и действия (бездействие), посягающие на избирательные права граждан, в том числе административной и уголовной ответственности.
Следует отметить, что в соответствии с п.п. «б» п. 8 ст. 29 Федерального закона привлечение к административной либо к уголовной ответственности за нарушения законодательства о выборах влечет немедленное прекращение полномочий членов УИК.
Протоколы об административных правонарушениях в отношении членов избирательных комиссий вправе составлять следующие должностные лица:
должностные лица органов внутренних дел (полиции) - по ст. 5.22 КоАП РФ (Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования);
должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.11 КоАП РФ (Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом) (Роскомнадзор);
В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурором может быть возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном любой статьей КоАП РФ.
За административно-наказуемые нарушения законодательства о выборах нарушители подвергаются штрафу, налагаемому в судебном порядке. Конкретный размер штрафа определяется судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя.
Наиболее распространенными нарушениями являются:
1) несоблюдение установленной законом процедуры подсчета голосов избирателей;
2) нарушение порядка организации голосования избирателей вне помещения для голосования;
3) непредоставление документов избирательных комиссий для ознакомления наблюдателям;
4) невыдача, или выдача с нарушениями копий протоколов об итогах голосования, либо выдача копий, не содержащих каких-либо предусмотренных законодательством сведений.
В основе работы каждой избирательной комиссии лежат принципы коллегиальности, независимости, открытости и гласности. Действия членов комиссии, основанные на исполнении законодательства Российской Федерации о выборах, обеспечат качество и объективность работы избирательных комиссий.
Об организации взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами выступили Горшкова Анастасия Викторовна, помощник прокурора города Ельца, младший советник юстиции, и Чаплыгин Сергей Александрович, начальник ОМВД России по городу Ельцу, полковник полиции.
От взаимопонимания, взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами, тесного сотрудничества в период подготовки и проведения избирательной кампании, строгого исполнения избирательного законодательства зависит качество всей нашей работы.
Щукина Наталья Анатольевна, секретарь территориальной избирательной комиссии города Ельца, рассмотрела такую важную тему, как работа избирательных комиссий с обращениями и жалобами участников выборного процесса.
Избиркомы в пределах своей компетенции рассматривают поступившие заявления и в установленный законом срок дают ответы: в течение пяти дней, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по жалобам, поступившим в день голосования или в день, следующий за ним – немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Решения или действия (бездействие) избиркомов или их членов с правом решающего голоса, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию. На выборах депутатов Липецкого областного Совета решения участковых избиркомов обжалуются в соответствующую территориальную комиссию с полномочиями окружной. В случае принятия к рассмотрению жалобы судом, избирком приостанавливает ее рассмотрение. А при вынесении судом решения по существу комиссия прекращает рассмотрение этой жалобы.
В ходе обучения отмечалось, что любые обращения необходимо рассматривать всесторонне, объективно и в сроки. Позиция избирательной комиссии должна основываться на положениях законодательства о выборах, то есть каждый ответ нужно мотивировать и подкреплять нормами закона.
По завершении лекционной части лекции был проведен GOOGLE-опрос. Председателям, заместителям председателей, секретарям УИК предстояла с помощью QR-кода считать вопросы и ответить на них в онлайн-режиме. Обратная связь показала, что почти все участники семинара справились с практической частью.
После проведенного занятия территориальной избирательной комиссией города Ельца председателям участковых избирательных комиссий предстоит провести обучающие семинары для членов УИК и лиц, находящихся в резерве. Обучение членов участковых избирательных комиссий проходит по утвержденному графику УИК. Для удобства обучающихся на сайте областной избирательной комиссии размещены презентации, образцы документов по различным темам, а также программа для прохождения дистанционного тестирования.